На сегодняшний день существует несколько основных видов материалов для дорожной разметки: краски, термопластики, холодные пластики, спрей-пластики, полимерные ленты и световозвращатели (катафоты), из которых краски и термопластики получили наиболее широкое применение.

Явным преимуществом термопластиков является их высокая долговечность, к тому же, в отличие от красок, в них отсутствуют растворители и легко летучие продукты, что сводит к минимуму экологическое воздействие на природу и улучшает условия труда персонала, производящего работы по нанесению разметки.

Термопластик представляет собой терморазмягчаемый материал в виде сыпучей смеси из полимерных связующих, минеральных наполнителей, пигментов, пластификаторов и функциональных добавок, образующей после разогрева, вымешивания и охлаждения твердое непрозрачное покрытие.

Выпускается термопластик двух типов: со световозвращающими стеклошариками и без них, причем стеклошарики могут быть либо уже включены в сырьевую смесь, либо наноситься на поверхность еще горячего термопластика до его отверждения. Нанесение дорожной разметки термопластиком осуществляют механизированным способом с использованием специального разметочного оборудования или вручную с помощью специальных устройств — волочильных ящиков.

Производители термопластиков для дорожной разметки используют различные виды сырьевых материалов в различных соотношениях, и конечные рецептуры являются, как правило, коммерческой тайной.

Типичный состав сырьевой массы термопластика включает:

  • Полимерные связующие. В качестве связующих наибольшее распространение получили полиэфирные и углеводородные смолы. Полиэфирные смолы более токсичны и при рабочих температурах обладают резким запахом. Помимо этого, термопластик для дорожной разметки на этих смолах, по опыту производителей, несовместим с большим числом полимерных материалов, использующихся в качестве модифицирующих добавок, обладает высоким влагопоглощением и более низкой, чем у термопластиков на углеводородных смолах, износоустойчивостью, вследствие чего в современных термопластиках, обычно применяются углеводородные смолы.
  • Наполнители. В термопластиках используются как кварцевые, так и карбонатные наполнители. Карбонатные представлены различными видами карбоната кальция (мраморный отсев, микрокальцит) и доломитом, кварцевые — песком и тонкомолотыми кварцевыми наполнителями. Важнейшими характеристиками наполнителей в термопластике являются их гранулометрический состав, обеспечивающий необходимые значения текучести расплава и влияющий на основные эксплуатационные свойства конечного материала, и белизна, высокие значения которой позволяют достигнуть показателей белизны термопластика, соответствующих нормативным требованиям.
  • Пигменты.  Наибольшее распространение в рецептурах термопластиков получил пигмент диоксид титана. Пигмент обеспечивает необходимые значения белизны разметки.

 Пластификаторы

Использование пластификаторов требуется для получения расплава термопластика с хорошей текучестью, определяющей расход материала и ровность краев при нанесении дорожной разметки.

В качестве пластификаторов широко применяются масло ПОД и трансмиссионное масло. Некоторые рецептуры также содержат диоктилфталат или его аналоги, но значительное число производителей отказалось от его использования из-за высокой токсичности.

Функциональные добавки

Введение функциональных добавок в состав термопластика необходимо для достижения высоких значений его технических характеристик. Каучуки-эластопласты являются той добавкой, без которой не обходится ни одна рецептура современного термопластика. Как правило, в состав сырьевой смеси вводится 0,5-2% SIS стиролизопрен-стирол блоксополимера, придающего материалу гибкость, снижающего его водопоглощение и повышающего адгезионные свойства. Также широко применяются антиседиментационные добавки, позволяющие обеспечить равномерность качества разметки на дорожном полотне, добавки, снижающие липкость поверхности термопластика, и другие добавки, в зависимости от того, какие характеристики конечного материала нуждаются в корректировке.

Методы испытания

Температура плавления.  Определяется как температура перехода сырьевой смеси термопластика из твердого агрегатного состояния в жидкое. Ее значение устанавливают при помощи термометра.

Рабочая температура.  Рабочей температурой называется температура, при которой расплав термопластика становится полностью однородным. Измеряется с помощью термометра. Лимитирующей стадией процесса достижения однородности расплава, как правило, является растворение модифицирующей добавки SIS, которая содержится в составе сырьевой смеси в виде гранул.

Рабочая температура является важной технологической характеристикой термопластиков, ее необходимое значение подбирается в зависимости от эксплуатационных особенностей применяемого разметочного оборудования и должно быть в пределах С.

Текучесть. Текучесть расплава термопластика определяется как масса лепешки термопластика, вытекшей из металлической воронки с диаметром сопла 10 мм, предварительно нагретой до 200ºС, за установленное время. Выражается в граммах в секунду (г/с).

Белизна и коэффициент яркости. Важнейшие характеристики термопластика, определяющие его визуальные свойства на дорожном полотне. Их значения устанавливают согласно ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки.